Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
Во ВГИКе прошла конференция и круглый стол «Современный кинопроцесс: тенденции, новые имена»
Опубликовано 19 ноября 2016 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

В рамках Года российского кино и 36-го международного студенческого фестиваля ВГИК 15 ноября 2016 года во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова состоялись  конференция и круглый стол «Современный  кинопроцесс: тенденции, новые имена». В работе приняли участие ведущие кинематографисты  нашей страны:  ректор ВГИК, профессор Владимир Малышев, режиссер, Народный артист РФ Владимир Хотиненко, кинодраматург, писатель, заслуженный деятель искусств РФ Юрий Арабов, киновед, культуролог, заслуженный деятель искусств РФ Кирилл Разлогов, киновед, кинокритик, заслуженный деятель искусств  РФ Армен Медведев, продюсер кино и телевидения, кинокритик, режиссёр Сергей Шумаков, киновед, кинокритик Ирина Павлова, кинодраматург Мария Хмелик, кинокритик Виктор Матизен, кинодраматург Дмитрий Соболев, киновед, кинокритик, переводчик Нина Цыркун, киновед Ирина Звегинцева и др.

Участники конференции отметили, что за последние двадцать лет в кинематограф пришла целая плеяда молодых сценаристов и режиссеров, чьи работы оцениваются как достижения отечественного кино. Насколько значима роль молодого поколения кинематографистов в современном кинопроцессе, какие художественные, эстетические, нравственные принципы лежат в основе их творчества, какой образ действительности, человеческого бытия воплощают они в своих экранных работах –  эти вопросы легли в основу дискуссии, посвященной молодому кино России.

В ходе обсуждения было высказано мнение о том, что молодые кинематографисты, обращаясь к социальной проблематике, зачастую уходят от вопросов межличностных отношений, взаимоотношения поколений, человека и социума. Развивая тему идентичности российских фильмов, дискутирующие обратили внимание на тенденцию подражания Голливуду, бесперспективную в плане сохранения связи искусства экрана с национальными культурными традициями,  – тенденцию, чреватую утратой собственных смыслов в погоне за формой, диктуемой отработанными в западной киноиндустрии сюжетными схемами и драматургическими решениями.

Анализируя динамику развития отечественной киноиндустрии, участники круглого стола отметили и ряд позитивных тенденций: создание условий для международной кооперации и дистрибьюции, активность региональных инициатив по созданию кинематографа в субъектах Российской Федерации,  появление и интенсивное внедрение новых форм аудиовизуальных коммуникаций, расширяющих возможности распространения экранных произведений различных видов и жанров. Особо отмечалось повышение роли телевидения и Интернета как сферы реализации новых художественных возможностей кинематографа и площадки творческого поиска молодых. Было подчеркнуто значение ВГИКа как форпоста классического кинообразования, развивающего школу отечественной кинопедагогики в контексте стремительно наращивающей технико-технологический  и зрелищный потенциал аудиовизуальной  среды. 

В ходе дискуссии были отмечены и проблемные зоны отечественного кинопроцесса, в частности, обращено внимание на необходимость  возрождения детского и юношеского кино, по мнению ряда выступающих, способного стимулировать дальнейший творческий поиск и молодых. Вместе с тем, дискуссия продемонстрировала и неготовность ряда кинематографистов к обсуждению насущных проблем современной киноиндустрии, склонность некоторых усматривать причины просчетов и  неудач в недостатках государственной организации кинодела в стране. Эта точка зрения получила категорическую отповедь со стороны тех, кто склонен к серьезному и заинтересованному анализу сегодняшнего состояния российской экранной культуры во всем разнообразии ее тенденций и противоречий.

Подводя итоги, участники дискуссии согласились с полезностью состоявшегося разговора и заявили о необходимости проведения системного изучения современной экранной индустрии.