Название подсказано стихотворным сборником И.В. Гете «Западно-восточный диван», 1819 г. Немецкий поэт, используя приемы и образы средневековой персидской лирики, передал переживания европейского человека. Он же сделал замечание, сохраненное его литературным секретарем И.П. Эккерманом: «Национальная литература сейчас мало что значит, на очереди эпоха всемирной литературы, и каждый должен содействовать скорейшему её наступлению» (запись от 1827 г.).
За прошедшие с тех пор почти двести лет слова Гете подтвердились в такой степени, какой нельзя было предвидеть тогда, и нынешнее человечество живет в этой эпохе. Правда, сейчас следует говорить уже о всемирной культуре, и прошедшая конференция подтвердила это. Одна из господствующих на ней мыслей, прозвучавшая в разных докладах, заключалась в том, что понятия «Запад» и «Восток» потеряли прежний смысл разделения и сохранили значение сугубо лингвистическое, а то и просто географическое.
В культурном отношении народы едины. Эта мысль звучала в течение трех дней работы конференции в докладах о национальных кинематографиях Японии, Ирана, Южной Кореи, Европы, арабского Востока, Индии, СССР и России. В безусловном своеобразии этих киношкол докладчики прослеживали их общекультурное содержание.
Завершилась конференция музыкальным спектаклем «Галантная Индия» о восточных мотивах в музыке Западной Европы и России. Музыкальные исполнители: Александр Барклянский (скрипка) и Надежда Котнова (фортепиано), мастер-класс вела Ирина Борисовна Шур.