5-6 апреля во Всероссийском государственном институте кинематографии им.С.А. Герасимова прошла Международная научная конференция «Тарковский в меняющемся времени». Событие было приурочено к 85-летию великого русского режиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского, выпускника ВГИКа. Инициатором и организатором данного мероприятия выступил Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК.
Конференция собрала ведущих исследователей творчества мастера – философов, филологов, культурологов, историков и теоретиков кино – из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Барселоны и Бухареста. В ходе двухдневных обсуждений были зачитаны доклады, представляющие А. Тарковского не только как уникального художника, но и глубокого мыслителя, чьё творческое и духовное наследие до сих пор являет собой неисчерпаемый источник смыслов, символов и кодов, раскрывающих своё значение во времени.
Всего за время проведения мероприятия было заслушано 18 докладов, среди которых – «Кризис цивилизации в философском мировоззрении Андрея Тарковского» философа И. Евлампиева, автора книги «Художественная философия Андрея Тарковского»; «Ностальгия»: загадки сцены «Мадонна дель Парто». Дополнительное семантическое измерение монтажа» писателя и режиссёра Л. Наумова, исследователя «итальянских маршрутов» А. Тарковского; «Театр Тарковского. «Гамлет»: выставка одного спектакля в Государственном театральном музее им. А. А. Бахрушина» куратора заявленной в названии доклада выставки Ю. Анохиной и т. д. Своими научными изысканиями поделились и представители альма-матер режиссёра – научные сотрудники и преподаватели ВГИК: Л. Клюева «О значении нуминозного в фильмах А. Тарковского», Д. Салынский «Язык кино или язык реальности» и т. д. На суд взыскательной публики предъявили свои исследования и начинающие учёные – аспиранты Всероссийского института кинематографии.
Особое место в работе конференции занимали выступления почётных гостей – людей, участвовавших в создании лучших картин мастера и приоткрывших некоторые секреты его «творческой лаборатории». Своими воспоминаниями о работе с А. Тарковским поделились художник по костюмам Н. Е. Фомина («Солярис», «Зеркало», «Сталкер»), звукорежиссёр Е. Д. Попова-Эванс («Зеркало», «Сталкер), режиссёр Е. В. Цымбал (ассистент и второй режиссёр фильма «Сталкер») и т. д.
Мероприятие прошло в обстановке дружеского общения и заинтересованного обсуждения каждого выступления и подтвердило, что исследование открытий А. Тарковского продолжает обогащать культуру плодотворными идеями для осмысления проблем современного искусства.