24 апреля во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова прошел круглый стол «Сакральное - Профанное - Экранное». В рамках круглого стола были освещены актуальные вопросы, связанные с нравственно-эстетическими аспектами современной экранной культуры и их влиянием на духовное состояние общества.
Организатор круглого стола – Отдел современного экранного искусства НИИ киноискусства ВГИК. Участники: научные сотрудники НИИ киноискусства, преподаватели, аспиранты ВГИК и МГУ имени М. В. Ломоносова.
Заявленная тема была рассмотрена докладчиками на широком материале с учетом многообразия аспектов выбранной проблематики. Так, вопросу трансформации христианской этики на современном экране были посвящены доклады Н. А. Цыркун и А. Н. Дорошевича – «Ревизионистский вестерн и протестантская этика» и «Проблема гуманизма и веры в фильме М. Скорсезе «Молчание».
В ряде докладов были проанализированы различные механизмы сакрализации кинематографической реальности через обращение к христианской и мифологической символике: «Повествовательный принцип житийной иконы в современном отечественном кинематографе» И. В. Бобылева, «Попытка сакрализации кинонарратива в фильме Андрея Кончаловского "Рай"» А. И. Апостолова, «Трансформация архаического мифа и дискурс власти в фильме А. Сокурова «Молох»» В. В. Виноградова и «Неомифология: трансформация образа отца в современном кинематографе России и стран Ближнего Востока» аспирантки ВГИК М. В. Свердловой. Свой взгляд на проблему заимствования религиозных элементов не только в кинофильмах, но и видеоиграх предложил религиовед С. С. Салтанов в сообщении «Пирамида возможностей: религиозные элементы в картине AVP: Alien vs. Predator».
Использованию религиозно-мифологической символики в современных зарубежных телесериалах было посвящено выступление преподавателя-исследователя филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Нестеровой «Сакральное в сериале «Ганнибал» Б.Фуллера: от безумия к божественности». Доклад вызвал дискуссию о целесообразности эксплуатации высокой образности в произведениях массовой культуры. С. К. Каптерев в сообщении «Фильм "Сюань Цзян" режиссера Хо Цзяньци как популяризация религии» затронул вопрос влияния фильмов религиозной тематики на массового зрителя.
Семиотический подход к проблеме мифа в современном документальном кино был предложен в докладе старшего научного сотрудника НИИ киноискусства М. Ф. Казючица. Н. Ю. Спутницкая в своем выступлении «Мифотворчество в российской интернет-анимации» показала актуальность изучения современной интернет-анимации как явления, способного не просто выражать ценностные доминанты, но и служить одним из средств формирования национальной идентичности широкой аудитории.
Круглый стол «Сакральное - Профанное - Экранное» прошел в обстановке дружеского общения и заинтересованного обсуждения каждого выступления.