Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
Мастер-класс венгерского режиссера Марты Месарош
Опубликовано 06 апреля 2018 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

5 апреля во ВГИКе прошел мастер-класс известного венгерского режиссера Марты Месарош. Госпожа Месарош приехала в Москву в рамках 4-го Фестиваля Венгерского кино CIFRA, на котором была представлена ее новая картина «Аврора Бореалис: Северное Сияние» (Венгрия, 2017). Модератором встречи во ВГИКе выступила доцент кафедры киноведения ВГИК Н. А. Дымшиц.

Марта Месарош считается первой женщиной режиссером Венгрии. Она окончила ВГИК в 1955 г., поэтому прекрасно говорит по-русски. Режиссер рассказала о своей непростой судьбе, о родителях и своем детстве в Киргизии. Именно в Киргизии началась ее любовь к кино, куда привозили новые фильмы. На всю жизнь у Марты Месарош осталось теплое чувство к киргизскому народу. До сих пор в г. Бишкеке сохранилась память об ее отце-скульпторе, где он создал художественную школу.

Во время поступления во ВГИК замдиректора ВГИК по учебной и научной работе Ю. Е. Геника. заявил молодой Марте, что единственное знание русского языка недостаточно для поступления на режиссерский факультет и дал ей полгода на подготовку. М. Месарош в итоге поступила на режиссерский факультет в мастерскую М. Э. Чиаурели, где также училась Искра Бабич, режиссер знаменитой картины "Мужики", о которой Марта тепло вспоминала во время встречи. После ухода М. Э. Чиаурели из ВГИКа, М. Месарош продолжила обучения в мастерской С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой, затем у И. Пырьева и А. Довженко. К моменту выпуска она первой сняла свою дипломную работу и стала работать над документальными фильмами на киностудии в Бухаресте.

За время обучение во ВГИКе Госпожа Месарош познакомилась с известным польским кинорежиссером Ежи Гофманом, который в то время учился с ней на курсе. Режиссера также поделилась своими воспоминания о А. Тарковском и отметила, что его фильм «Зеркало», по ее мнению, является лучшей картиной творчества режиссера.

За свою длинную творческую жизнь она создала 27 художественных и 100 документальных фильмов. Ее фильм «Удочерение» (1975) получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале, а автобиографическая тетралогия, начатая фильмом «Дневник для моих детей» (1984), был удостоен Большой премии Каннского фестиваля. Марта Месарош также работала с известными французскими актрисами, такими как Фанни Ардан, Мариной Влади и Изабель Юппер. С помощью крупных планов ей удавалось в одном кадре передать весь трагизм и судьбу героев.

Студенты с большим интересом слушали истории Марты Месарош и задавали вопросы о ее фильмах, жизни и предпочтениях среди российских режиссеров. Режиссер выразила сожаление, что в Венгрии сегодня мало знают и смотрят российское кино, так же как в России – венгерское, однако с ностальгией вспоминала фильмы известных советских режиссеров С. Бондарчука, С. Герасимова А. Ромма, Г. Чухрая и других.

В рамках 4-го Фестиваля Венгерского кино CIFRA также была представлена отреставрированная картина М. Месарош «Их двое» 1977 года. Самое ценное в ней – двухминутный эпизод, где Марина Влади и Владимир Высоцкий ‒ вместе единственный раз в кино. Данный отрывок, а также эпизоды из ее новой работы увидели в рамках мастер-класса и студенты ВГИКа.

В ходе визита начальник отдела международных связей Т.Ф. Турсунова провела для гостей экскурсию по историческому зданию. Марта Месарош получила возможность осмотреть ВГИК и вспомнить о своих студенческих годах, побеседовать со студентами режиссерского факультета.

В планах у режиссера Марты Месарош съемки нового фильма, к работе над которым она приступает в этом году.


Встреча прошла при поддержке арт-объединения CoolConnections

Материал подготовил Отдел международных связей