Консультация для абитуриентов по прохождению вступительного испытания
1 тура (композиция)
Экзамены по композиции проводятся в 2 дня.
- Первый день: «Свободная тема»
- Второй день: «Литературная тема» - это может быть отрывок рассказа, сказка, басня, стихотворение.
Композиция на свободную тему дает возможность абитуриенту показать свои способности, подметить и нарисовать в нескольких последовательных кадрах ряд сцен, увиденных в жизни, составляющих короткий рассказ в картинках. Это могут быть: разные случаи из жизни, необычные истории, которые Вы наблюдали и запомнили, и вам остается их только нарисовать, но нарисовать интересно, выразительно, художественно!
Такая композиция дает бесконечную волю вашей фантазии, наблюдательности, вашему умению хорошо и убедительно нарисовать то, что будет понятно без слов. Чтоб отображенное на листе ясно давало понять, о чем идет речь.
Композиция на литературную тему создается по конкретному тексту, о чем говорилось выше. Какая будет тема, вы узнаете в день экзамена. Это не так важно, и большой роли для абитуриента не играет. Важно настроиться на творческий лад и, что особенно важно подготовиться психологически у этому непростому испытанию.
Вот некоторые советы, как лучше распределить свое время в работе над композицией:
На выполнение задания вам отводится 6 академических часов (1 академический час равен 45 минутам). Любая деятельность требует поэтапной работы. На этапы следует разделить и процесс выполнения композиции.
Первый этап
Выбрать рабочее место абитуриента: стул, стол или мольберт, планшет, лист ватмана с печатью, который вы получите. Никаких дополнительных листочков, только карандаши разной мягкости, ластик-клячка и кнопки- вот ваш арсенал.
Тема вами выбрана. Вы компонуете на листе бумаги 9 кадров в пропорция кинокадра, оставляя поля вокруг: сверху больше, по краям и снизу одинаковые. Расстояние между кадрами примерно 1,5 сантиметра, это будет вполне достаточно.
Вы готовы рисовать! С чего начать? Прежде всего внимательно прочтите текст, если задана литературная тема или хорошо обдумайте, заданную свободную тему. В любом случае на этот этап, в кино он называется «подготовительный период», необходимо отвести 1-1,5 академических часа. Обдумывание происходит с карандашом в руке-Вы рисуете на полях ватмана черновую раскадровку, в которой ищете композицию кадра (на общем, среднем и крупном планах), где разыгрываете предполагаемую сцену, представляя себе, что должно происходить, на каком плане это следует изобразить. До тех пор, пока вы не придумаете и не разработаете эту черновую раскадровку, не начинайте рисовать на основных кадрах, пока не убедитесь, что Вы нашли искомый вариант решения Вашей темы. Этот этап работы важен для последующего исполнения Вашей композиции в основных кадрах листа.
Второй этап
В черновой раскадровке Вы все придумали, нарисовали так, как представили себе происходящее событие и действия в нем персонажей, а также их облик, движение, пластику.
Тогда смело начинайте выполнять в кадрах на листе окончательный вариант Вашей композиции. Рисуйте выразительно, стройте на контрастах тонов и линий, не черните излишне, но и не рисуйте блекло, серо, монотонно. Вы должны показать себя хорошим рисовальщиком, насколько позволяет это ваша подготовка в понимании композиции, рисунка, характеристики персонажей, изображения пространства, перспективы, пропорций… и многого другого, и необходимых знаний и умений в изобразительном искусстве, чтоб при оценке сделанного Вами каждого из заданий тура «Композиция» можно было определить уровень вашей подготовки для допуска к дальнейшим турам.
В процессе работы вы должны быть полностью сосредоточены только на работе над композицией, не отвлекаться, не смотреть, как получается у других- ваших конкурентов, это будет только отвлекать и мешать Вам. Творите спокойно, уверенно, не волнуйтесь, не смотрите ежеминутно на часы- Вы все успеете нарисовать и закончить, если последуете рекомендациям выше.
Напоследок
Название темы, фамилию, отчество, выбранную профессию (постановка, костюм, мультипликация) указывайте в верхнем правом углу. Пишите четко, разборчиво, в меру большим шрифтом, этот текст должен быть частью вашей композиции и представлять собой художественное произведение, на которое интересно смотреть.
И еще чуть-чуть рекомендаций…
При выполнении заданий для художника постановщика вам нужно:
1. Для композиции на заданную тему по литературному тексту: раскрыть тему по сюжету, опираясь на образы персонажей и героев, индивидуальные особенности исторической среды и времени.
2. Для композиции на свободную тему сделать серию рисунков, связанных в единый сюжет или отдельно каждый кадр, объединённый общей темой, но не связанный в одну историю.
3. Графические материалы для выполнения могут быть любые: карандаш и др., но советуем выбирать мобильные материалы такие как карандаш мягкости 3,5,8, М для большей передачи тональности т.к. рисунок будет выглядеть более выразительным.
4. Учитывать композицию всего листа и каждого кадра.
Пример работы на свободную тему:
Примеры работ на заданные темы:
При выполнении заданий для художника по костюму вам нужно:
1. Для композиции на заданную тему по литературному тексту: раскрыть тему по сюжету, опираясь на образы персонажей и героев, с их индивидуальными особенностями.
2. Для композиции на свободную тему («встреча», «подземная Москва» и др.): раскрыть тему, связанную в единый сюжет или отдельно каждый кадр, объединённый общей темой, но не связанный в одну историю. Для художников по костюму обязательно необходима точная прорисовка персонажей вашей выбранной версии. (для свободной темы типа «встреча», «подземная Москва»).
3. Графические материалы для выполнения могут быть любые: карандаш и др., но советуем выбирать мобильные материалы такие как карандаш мягкости 3,5,8, М для большей передачи тональности т.к. рисунок будет выглядеть более выразительным.
4. Учитывать композицию всего листа и каждого кадра.
Примеры работ на заданные темы:
Примеры работ на свободную тему:
При выполнении заданий для художника по мультипликационного фильма вам нужно:
1. Для композиции на заданную тему по литературному тексту: раскрыть тему по сюжету, опираясь на образы персонажей и ситуацию, в которой они находятся. Раскрывать тему на средних и общих планах. Сделать образы максимально яркими и выразительными, но не «мультяшными»
2. Для композиции на свободную тему сделать серию рисунков, связанных в единый сюжет или отдельно каждый кадр, объединённый общей темой, но не связанный в одну историю.
3. Графические материалы для выполнения могут быть любые: карандаш и др., но советуем выбирать мобильные материалы такие как карандаш мягкости 3,5,8, М для большей передачи тональности т.к. рисунок будет выглядеть более выразительным.
4. Учитывать композицию всего листа и каждого кадра.
Примеры работ на заданные темы:
Пример работы на свободную тему: